Тематика «репарационного кредита» для Украины, финансируемого за счет замороженных в Европе российских активов, в последнее время приобрела новое значение. Это, вероятно, не слишком приятно для руководства ЕС. В частности, бельгийский депозитарий ценных бумаг Euroclear заявил, что инвесторы в европейский суверенный долг воспримут этот кредит как конфискацию. Это, в свою очередь, отпугнет их и приведет к увеличению стоимости заимствований для самих стран ЕС.
Financial Times публикует выдержку из письма генерального директора Euroclear Валери Урбен к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен и председателю Евросовета Антониу Коште. В нем говорится, что «возникшая в результате премия за риск приведет к устойчивому росту спредов по европейским суверенным облигациям». Эта инициатива может нанести ущерб инвестиционному климату на континенте, так как «инвесторы, особенно суверенные инвестиционные фонды и центральные банки, воспримут её как эквивалент конфискации резервов центральных банков, подрывающего верховенство закона».
Валери Урбен не исключила возможности обращения в суд, если Евросоюз решит изъять активы. Более того, она добавила, что такой шаг будет расценен самой Россией как конфискация. И тогда не избежать ответных действий и потенциальных правовых проблем, от которых Euroclear должна быть застрахована. Как отмечает Урбен, «в конечном итоге это приведет к компенсационным выплатам со стороны государств-членов ЕС в пользу Euroclear». По её словам, потенциальная схема должна включать безусловные гарантии для депозитария «до тех пор, пока сохраняется правовой риск» ответных действий в России и других странах, риски ликвидности и «любые другие риски», связанные с одобрением механизма.
Ранее Валери Урбен сообщила изданию французскому Le Monde, что Euroclear хранит €193 млрд заблокированных в 2022 году (из-за санкций) российских активов, из которых €180 млрд принадлежат Центробанку РФ.
Официальную позицию Бельгии вновь напомнил премьер Барт де Вевер. В своем обращении к Урсуле фон дер Ляйен он предупредил, что план по использованию суверенных активов РФ может не только подорвать репутацию Euroclear, но и привести к серьезным экономическим и геополитическим последствиям. Политик отметил, что Еврокомиссия до сих пор не представила ни одного проекта юридического текста, и что в её «документе с вариантами», недавно разосланном европейским столицам, не были учтены опасения Бельгии. В этой ситуации Бельгия становится «непропорционально уязвимой». Де Вевер также предупредил, что поспешное продвижение предлагающейся схемы «репарационного кредита» Киеву приведет к фактической блокировке окончательного мирного соглашения.
-В последние дни эта тема стала особенно актуальной в медийных заголовках, — рассуждает в беседе с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. – И хотя, по большому счету, принципиальных изменений нет, что-то обрело новые оттенки. Во-первых, вся текущая шумиха явно связана с широким обсуждением американского мирного плана из 28 пунктов. Сейчас идут предварительные согласования, а в середине следующей недели, когда пройдет встреча по этому вопросу в Москве, может наступить момент истины. Еврочиновники, похоже, стремятся как-то повлиять на общую ситуацию и содержание документа, усиливая свою позицию. Причем они хотят сделать это до встречи глав 27 государств — членов ЕС 18-19 декабря.
Во-вторых, о неприемлемости идеи формирования «репарационного кредита» на основе замороженных в Euroclear российских активов вновь четко выразили свою позицию в Бельгии. Глава депозитария, поддержанная премьером страны, отметила, что поскольку на рынке резко возрастет премия за риск, то вырастут в цене и заимствования, предназначенные для финансирования бюджетного дефицита в ЕС. Соответственно, возникнут дополнительные расходы на обслуживание госдолга. Так что последствия для Европы совершенно очевидны. Более того, Россия начнет подавать иски в международные судебные инстанции относительно изъятия своих активов, которые в первую очередь затронут Euroclear. Это, в свою очередь, заставит депозитарий требовать компенсационных выплат от государств-членов ЕС.
-Можно ли считать этот момент новым в обсуждении российских активов и кредита для Киева? Ранее в Бельгии уже указывали на риски негативных общеэкономических и репутационных последствий для Евросоюза.
-Да, но это не всё. Существует как минимум еще один аспект, хотя и второстепенный. Он связан с именем главы экономического блока Еврокомиссии Валдиса Домбровкиса. Чиновник призвал страны G7 ускорить выплаты Украине по кредиту в размере около €50 млрд, согласованному в июне прошлого года. Еврокомиссар предупредил, что если Киев не получит хотя бы транша в €10 млрд, то страну в первом квартале 2026 года ждет финансовая «черная дыра» и гуманитарная катастрофа. Замечу, что ранее Евросоюз выплатил свою долю кредита в размере €18,1 млрд. Однако примерно €14 млрд из этой суммы еще не выплачены другими странами G7, а именно США, Канадой, Японией и Великобританией. По оценкам, в первом квартале Украине может грозить дефицит бюджета в размере €10 млрд.
И вот сейчас европейцы пытаются оказать давление на эту четверку: мол, теперь дело за вами, давайте поможем Украине продержаться, профинансировав дефицит её бюджета за счет согласованных G7 средств. Отдайте же наконец обещанные €14 млрд, желательно не позднее декабря, чтобы не загонять украинскую экономику в совершенно безвыходное положение.